В ходе круиза по дельте Дуная наша MS Diana сделала остановку в небольшом живописном селе Нуфэру на излучине реки. Никаких экскурсий здесь предусмотрено не было, но не выйти с рассветом на прогулку было невозможно: можно сказать, что это одно из сакральных мест для славян...

Причем, если я скажу, что эта местность заслуживает звания столицы - вы явно начнете сомневаться в моем душевном здоровье. И совершенно зря! Вы же не сомневаетесь в умственных способностях древнерусского князя Святослава Игоревича (между прочим, единственного сына киевского князя Игоря и княгини Ольги, племянника Вещего Олега и внука самого Рюрика)?

Именно он в очень далеком от нас 969 году в письме высказал свое заветное желание, которое было записано в знаменитой "Повести временных лет":

Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, пАволоки, вИна, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы.

И все эти блага стекались в его времена именно сюда, в ныне румынское поселение Нуфэру, которое исторически носило имя Прислав, Преславец или Переясла́вец.
Так что - добро пожаловать в столицу Киевской Руси...

Практически три года отсюда правил Древней Русью князь Святослав. Чтобы убедить его напасть на мешавших ему болгар, византийский император в качестве предоплаты отгрузил князю почти полтонны золота. Князь пришел, отвоевал крепость, покорил болгар - и вскоре император понял, какого Троянского коня он впустил в Придунавье. Вместо слабой и христианской Болгарии он вдруг получил рядом с собой сильное и агрессивное языческое государство. И вот уже Византия пытается выдавить отсюда русичей, которым настолько понравились здешние места, что они захотели их сделать центром своего государства...

Десять минут пешком от причала - и перед нами руины Переяславца. Историки утверждают, что саму крепость построили византийцы в конце 10 века. Стены были толщиной до 3 метров и такой же высотой. Их укрепляли массивные прямоугольные башни. А в десятке метров от современной переправы мы обнаружили остатки портовых сооружений крепости.

Нам крупно повезло: в 6 часов утра бодрствовали не только мы, но и группа археологов Национального музея истории Румынии, которые многие годы ведут здесь активные раскопки. Нам повезло вдвойне - доктор археологии Андра Самсон показала нам не только свой нынешний раскоп, но и провела на главный утес, где находились основные укрепления крепости.

Также она открыла нам старый раскоп, укрытый специальным строением для сохранности стены крепости с остатками башни. Кто его знает: может, по этим ступеням подымался сам князь Святослав?

Как рассказала нам Андра, практически по всему поселению местные жители вместе с археологами находят фрагменты ограждающих стен, элементы фортификационных сооружений, жилые, ремесленные и хозяйственные комплексы, кладбища, что подтверждает существование важного византийского, а затем славянского пункта на Нижнем Дунае.

После распада Византии порт не сразу утратил свое значение. Он пришел в упадок в результате набегов половцов в конце одиннадцатого века, но стал одним из контрольно-пропускных пунктов Золотой Орды в этом регионе. Еще на карте 16 века знаменитого фламандского картографа и географа Герарда Меркатора поселение отмечено как Прославица, то есть оно еще жило. А в конце 19 века жизнь здесь вновь забурлила...

Историки до сих пор спорят, тот ли это Переяславец, называют как минимум шесть точек его расположения, но все же основная масса склоняется к этой. Научные споры - не наш профиль, нам интереснее факты, которые подтверждены документально.

И такой документ у нас есть. Даже с датой! Где-то на этих дунайских берегах 23 июля 971 года, 1050 лет назад, произошла встреча двух владык - императора Византии Иоанна Цимисхия и князя Святослава. Византия просила мира. Император в золотых доспехах в сопровождении также блестевших золотом всадников подъехал к реке, где в простой лодке сидел хмурый князь, ничем не отличаясь от своей дружины, разве что чистотой своей белой одежды.

Придворный византийский историк Лев Диакон писал:

Князь сидел на веслах и греб, как все, ничем среди других не выделяясь... Сидя в лодке на скамье гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал… Государь с радостью принял условия русов...

Еще бы он их не принял... Кто знает, как бы изменилась история мира, если бы планам Святослава суждено было сбыться и центр огромного древнерусского государства переместился бы в нижнее Подунавье прямо возле границ Византийской империи...

Автор выражает свою признательность Мариусу Кивоценку, основателю круиза по дельте Дуная, доктору археологии Национального музея истории Румынии Андре Самсон, а также Елене Щебетовской и Юрию Власишену за помощь в подготовке материала.

Читайте нас в Google News.Клац на Підписатися