По дороге сюда вы не раз вспомните и вашу дивизию, и вашу мать, и еще ряд идиоматических выражений. И небезосновательно: когда-то тут сравняли танками с землей пять сел и устроили военный полигон. Соответственно, дорог здесь как таковых - нет.
Прыгая по кочкам, мы все удивлялись - почему к музею под открытым небом во Фрумушике-Нова, который мы рекомендуем к обязательному посещению, не могут подвести нормальную дорогу?
Но у хозяина комплекса, мне кажется, вполне прагматичный подход - "почему я должен еще и дорогу делать? Моя задача - сделать объект, к которому дорогу должны подвести".
Вот только здесь не учитываются наши печальные реалии: о развитии туризма в Украине мы только говорим, но дороги подводить никуда не хотим, - ни к самобытным музеям, ни к морскому побережью...
Поэтому всем рекомендую: если ехать сюда, то только с организованной экскурсией на чужом автобусе. Ну разве только если у вас в собственности не БТР. Гробить своего верного железного коня, виляя 60 километров полтора-два часа от Сараты по полевым дорогам мало кто захочет.
Одними овцами сыт не будешь
А началось все в 2006 году, когда владелец сети автозаправочных станций Катрал в Одесской области Александр Палариев взялся возродить на месте военного полигона не только родительский дом, но и дома жителей всех национальностей, которые населяли Бессарабию.
Изначально территория не задумывалась как туристическая. Здесь сначала построили самый большой в Европе овцеводческий комплекс. Но время показало, что на одних овцах бизнес не построить. Тогда и родилась идея развивать зеленый туризм, появился этнографический комплекс "Бессарабское село". Строили в стиле XIX века, собирали по всему краю мебель и утварь.
В этих степях издавна мирно сосуществовали молдаване и украинцы, гагаузы и болгары, немцы и евреи. Домики этих национальностей и построили.
Поначалу в этих исторических усадьбах можно было даже остановиться на ночлег — за деньги, естественно. Но уж слишком постояльцы лапали экспонаты, поэтому это теперь практикуется в исключительных случаях. При этом в домиках 19 века так и остались "двери в будущее" - отлично оборудованные ванные комнаты.
Что можно посмотреть?
Но зависнуть тут на пару дней и без этого есть где - и отель построили, и гостевые дома, можно купаться в бассейне, рыбачить на искусственном водоеме, охотиться, стрелять по тарелкам, играть в мини-гольф и лечиться в "пчелином санатории".
А еще ресторанчик с национальными блюдами не даст умереть с голоду. Кому интересно - на сайте музея есть меню с ценами. А после сытного обеда народ зачастую так и тянет пуститься в пляс...
По комплексу можно проскакать за пару часов как овцы, а можно ходить пару дней, вглядываясь и впитывая детали, из которых вырисовывается картинка быта бессарабского села.
В глаза сразу бросается гигантская статуя чабана, на 16 метров взметнувшаяся над степью. Она внесена в книгу рекордов Гиннесса и при ее строительстве использовали одну из технологий строительства египетских пирамид. Вначале сделали наклонную насыпь на 15 метров, на нее загнали кран, который уже поднимал многотонные части скульптуры. После постройки статуи насыпь убрали.
Стоунхендж советского периода
И все же одна из главных фишек Фрумушики - Музей памятников соцреализма. Сколько здесь скульптур второй половины 20 века - не знает, наверное, даже владелец. Говорят, что более 130. Такой себе Стоунхендж советского периода...
Кроме массы Лениных в разных позах и видах, здесь можно увидеть и других декоммунизированных личностей, имена которых в современной Украине упоминать считается моветоном. Особо впечатлительным демократам просьба дальше не читать: Фрумушика – единственное место в Украине, где спокойно стоит... бюст Сталина.
Пара шагов от него - и вы на местной аэростоянке. Увидев "кукурузник" Ан-2, который во времена СССР курсировал между городами селами Бессарабии. Полет из Измаила в Одессу занимал полтора часа и обходился в 9 рублей... Когда-то я был единственным пассажиром, которого он вез (было в те времена и такое)...
Мы бродили по Фрумушике целый день - и все равно не смогли осмотреть все в полном объеме. Но желание сюда вернуться напрочь пропадает, как вспоминаешь дорогу, как будто построенную танкистами с полигона и ими же напрочь убитую...
