Надгробная плита правоверного мусульманина, найденная на территории крепости Измаил, стала фактически первой криминальной сводкой, которая дошла до наших времен. На ней зафиксировано описание убийства, произошедшего в нашем городе 263 года назад...
Висяком испокон века следователи называли уголовное расследование, не доведенное до суда, «зависшее» по разным причинам, чаще всего - невозможностью найти преступника или доказать его причастность к убийству. Именно такой висяк вот уже более двух с половиной столетий остается тайной, которую ныне хранят стены музея Суворова.
Год 1756-й. Измаил представляет собой небольшой провинциальный городок одноэтажной застройки, хаотически разбросанной по территории крепости. Дома в основном одно-, очень редко - двухкомнатные, вместе с кухней, погребом и сараем. Все это строилось из деревянных кольев, прутьев, камыша, глины и лошадиного навоза.
Но даже в этой глубокой провинции Османской империи процветал турецкий ритуал кофепития. Несмотря на множественные запреты, потребление кофе росло, и в конце концов султаны разрешили своим подданным его пить, но с условием, что это будет происходить в специальных местах, после чего обложили кофейни очень большими налогами.
Тем не менее, даже в маленьком Измаиле были настоящие кофейные дома, просторные, хорошо украшенные. И в одном из них и произошло убийство.
Впрочем, стопроцентной уверенности в этом нет. Могли и дома застрелить. Перевод четырех строчек текста надгоробной плиты звучит так:
"Он был в кофейне (или выпил свой кофе - переводится по разному - Ред.), он делал свой тесбих (перебирал в молитве четки - Ред.), в то время, как через окно был убит из пистолета. Прочитай Фатиху для его души".
В итоге возникает больше вопросов, чем ответов.
Во-первых, мы не знаем имени убитого - верхняя часть плиты не сохранилась.
Во-вторых, непонятно, случайное это было убийство, или заказное. Если рассуждать логически, то заказное: оно произошло средь бела дня, при этом убийцу не пугало, что может быть много свидетелей преступления. В общем, османский киллер с задачей справился и благополучно исчез. Почему скрылся? Да потому что в случае поимки на плите бы отразили и этот факт, а также причину убийства мирного жителя.
В-третьих, киллер явно был профессионалом: по свидетельствам очевидцев тех лет, турки лучше справлялись с холодным оружием и луками, чем с огнестрелами. В те годы они еще были несовершенны, долго заряжались, и попасть с первого выстрела в цель, да еще через окно - нужен был хороший опыт.
Вообще, Измаил тех времен не отличался мирной обстановкой. Контрабандисты, криминальные разборки... Между пятой и шестой русско-турецкими войнами в регионе шла переброска войск, что добавляло нервозности в городскую жизнь. До знаменитого штурма, сделавшего известным название крепости во всем мире, оставалось 34 года...
- Кстати, в музее хранится еще десяток могильных плит, ждущих своей расшифровки, - сообщила Измаил.City заместитель директора музея Суворова Ольга Панкова.
Ольга Панкова: в музее есть еще неизученные плиты
Первую в прошлом году прочитали два известных историка: Андрей Красножон, доктор исторических наук, завкафедрой истории Украины Южноукраинского национального педагогического университета имени К. Ушинского, и директор Центра исследований арабского и турецкого миров (SOTA) Мехмед Тютюнжи (Нидерланды) - и сразу такая интересная информация из всего четырех строк.
Кто знает, какую еще интересную информацию преподнесут нам другие плиты?
Надеемся, после их тщательного изучения они будут выставлены для экспонирования где-нибудь на территории диорамы.
