Лес в микрорайоне Крепость хранит тайну, о которой знают далеко не все коренные жители Измаила. Рассказывая о турецкой крепости Измаил, этот объект никак нельзя игнорировать, ведь он оказал решающее значение в переходе крепости в руки российских войск.
Прошло всего 16 лет с момента знаменитого суворовского штурма Измаила - и между Российской и Османской империями вновь вспыхнула война. Под стенами по-прежнему турецкого Измаила вновь появились русские войска.
Однако 1806 год для армии под командованием генерала Михельсона был неудачным. Турки отказались сдаться, и русским пришлось отойти от крепости на зимовку.
Комендант крепости Пегливан-паша воспользовался передышкой, вывел свои войска из крепости и 14 февраля возле села Кубей дал бой, завершившийся неудачей для русских войск. Турки с торжеством вернулись в Измаил.
Поражение подстегнуло русских, и уже 4 марта они опять окружили Измаил. Крепость решено было брать измором. Все военные действия сводились лишь к артиллерийским обстрелам крепости. Итог кампании опять был провальным - осенью войска опять отступили от крепости.
Надо отметить, что турки учли все свои ошибки во время суворовского штурма. Приглашенные французские инженеры постарались исправить все недостатки прежней конструкции, обезопасив крепость от десанта со стороны Дуная и подготовив ее к длительной осаде.
Например, водой Измаил снабжался через три тайных колодца, соединенных трубами с Дунаем. Вполне вероятно, один из турецких ходов, который был обнаружен в 2007 году, а раскопан в 2013-м, был одним из таких сооружений.
Следующие почти два года прошли под вялым практически ежедневным обстрелом Измаила. Как отмечал в своих записках граф Ланжерон, будущий второй градоначальник Одессы, на ведение осады были попусту потрачены огромные деньги.
В 1809-м император Александр I назначил другого главнокомандующего - князя Прозоровского, который активно взялся за дело. Были взяты крепости Исакча, Тульча и остров Чатал. Сообщение крепости с Дунаем было прервано, что облегчало задачу овладения Измаилом.
Однако осажденные были хорошо вооружены и спокойно отбивали редкие атаки российских войск. Запас пороха позволял туркам адекватно отвечать на обстрелы, периодически нанося серьезный ущерб осаждающим.
Но порох опасен не только для врагов, но и для его владельцев, если с ним обращаться неаккуратно. Поэтому для его хранения строили пороховые погреба, закапывая их глубоко в землю, вдали от жилищ.
Был такой погреб и в Измаиле.
И надо же было случится такому - 12 сентября именно в это место, в главный пороховой погреб крепости, попадает русское ядро, выпущенное из тяжелого осадного орудия.
Взрыв был ужасающим. Воронка от него даже сегодня, спустя уже более 200 лет, выглядит внушительно.
Уже на следующий день турки послали переговорщиков с условиями сдачи, и капитуляция была подписана. 14 сентября (26 сентября по новому стилю) Измаил пал.
Резни на этот раз не было. Гарнизон в количестве 4500 турок выпустили из крепости. Еще 4 тысячи местных жителей остались и выжили.
И последний интересный факт: ни одной награды участники осады 1806—1809 годов не получили, так и не сумев повторить гениальный штурм Измаила князем Суворовым-Рымникским...
На фото отмечено место, где был главный турецкий пороховой погреб крепости.
