Цель: описать хронологические особенности развития хориоидальной неоваскулярной мембраны (ХНВ) после случайного попадания диодного лазера в глаз молодой женщины во время эпиляции.
Методы: описательный клинический случай.
Результаты: через неделю после лазерной травмы пациент обратился к местному офтальмологу с жалобами на нечеткость центрального зрения RE (правый глаз). Острота зрения (ОЗ) по Снеллену составила 6/7,5. Оптическая когерентная томография (ОКТ) показала очаговое нарушение эллипсоида и межпальцевых зон. Четыре недели спустя она поступила с ухудшением симптомов и RE VA 6/15. Фундоскопия выявила перифовеальное сероватое поражение с прилегающим кровоизлиянием в сетчатку, которое, по данным флюоресцентной ангиографии, подтекало, что совместимо с CNV. ОКТ показала куполообразное субретинальное поражение пигментного эпителия с распространением в субретинальное пространство и небольшим количеством субретинальной жидкости. Пациенту была проведена одна интравитреальная инъекция бевацизумаба. Отмечен быстрый регресс CNV и улучшение VA до 6/7,5 при посещении через один месяц и до 6/6 при посещении через 6 месяцев.
Вывод: Все лазерные процедуры должны проводиться с интенсивной осторожностью как для пациента, так и для лазерного хирурга, поскольку постоянно сообщается о непреднамеренных эффектах из-за несоблюдения мер безопасности.
Введение
Лазерная или световая эпиляция в настоящее время является одной из наиболее часто используемых медицинских процедур, которая становится все более доступной для нашего общества. Хотя информация о способности лазеров неспецифически повреждать волосяные фолликулы датируется более 50 лет назад, первый успешный лазер для долгосрочной эпиляции был предложен в конце 90-х годов после подтверждения теории селективного фототермолиза.
Меланин функционирует как целевой хромофор для длин волн в красной и ближней инфракрасной части электромагнитного спектра, но для того, чтобы добиться постоянного истощения волос, тепло должно диффундировать от «световой» мишени к «биологической» мишени, а именно к стволу фолликула. В зависимости от длины волны фотонов удаление волос чаще всего достигается рубиновым лазером красного спектра (694 нм), александритовым лазером (755 нм), диодным лазером (700–1000 нм), лазером на иттрий-алюминиевом гранате с примесью неодима (лазер Nd:YAG 1064 нм), а также приборами интенсивного импульсного света (IPL, 590-1200 нм). Помимо длины волны, другие факторы, важные как для терапевтических целей, так и для целей безопасности, включают плотность энергии (Дж/см2), длительность импульса (мс), размер пятна (мм), вспомогательные системы охлаждения кожи и фототипы кожи по Фитцпатрику.
Методы
В настоящем отчете описывается случай молодой здоровой пациентки, у которой развилась хориоидальная неоваскулярная мембрана (ХНВ), вызванная случайным попаданием диодного лазера в ее правый глаз (ПВ) во время процедуры удаления волос без соответствующей защиты глаз.
Результаты
31-летняя женщина без значимого анамнеза прошла диодную лазерную эпиляцию нижних конечностей. Во время процедуры она случайно направила зонд к своему лицу, и, не используя защитные очки, лазерный луч попал прямо в ее правый глаз. Спустя семь дней пациент стал жаловаться на нечеткость центрального зрения. При осмотре участковым офтальмологом острота зрения (ОЗ) по Снеллену составила 6/7,5 для RE и 6/6 для левого глаза (LE). Внутриглазное давление и передние сегменты глаза были нормальными на обоих глазах. При офтальмоскопии выявлено клиновидное перифовеальное гипопигментированное образование, расположенное выше центральной ямки в РЭ. Спектрально-доменная оптическая когерентная томография (ОКТ) показала очаговое нарушение эллипсоидной и межпальцевой зон. Исследование глазного дна LE было нормальным.
Через пять недель после первоначальной травмы она обратилась в связи с ухудшением ранее упомянутых жалоб с увеличением центральной скотомы. RE VA был 6/15. Фундоскопия выявила перифовеальное сероватое поражение с прилегающим кровоизлиянием в сетчатку, которое при флуоресцентной ангиографии было подтекающим, совместимым с ХНВ. ОКТ показала куполообразное поражение субретинального пигментного эпителия с распространением в субретинальное пространство и гиперрефлексивное субретинальное поражение, совместимое с кровоизлиянием в сетчатку, наблюдаемым при офтальмоскопии, и дополнительным небольшим количеством субретинальной жидкости. Пациенту была проведена одна интравитреальная инъекция бевацизумаба (1,25 мг/0,05 мл). Произошла быстрая регрессия CNV и улучшение VA до 6/7,5 через один месяц наблюдения, которое оставалось стабильным через два месяца наблюдения с полным исчезновением кровоизлияния в сетчатку. Оптическая когерентная томографическая ангиография (ОКТА) показала регрессию ХНВ без активного ветвления. Шесть месяцев спустя VA была 6/6 без рецидива CNV.
Обсуждение
Мы представили случай здоровой молодой женщины, у которой развился ХНВ после повреждения макулы, вызванного диодным лазером, из-за небезопасного использования лазера во время эпиляции. Продемонстрированы хронологические особенности развития ХНВ с начальным поражением наружных полос сетчатки, в частности эллипсоида и межпальцевых зон, с последующим формированием ХНВ, ассоциированным с субретинальными кровоизлияниями и субретинальной жидкостью. Было быстрое разрешение CNV с терапией антиваскулярным эндотелиальным фактором роста, и однократная инъекция контролировала CNV без признаков реактивации через два месяца после интравитреальной инъекции. Параметры лазера, используемого для эпиляции в этом случае, были неизвестны, но большинство используемых в настоящее время лазеров работают с высокими уровнями излучения и поэтому относятся к высшим классам опасности (класс 3B и класс 4).
Прямое воздействие радиации представляет опасность для незащищенных глаз. Во всем мире сообщалось о широком спектре побочных эффектов со стороны глаз после лазерных процедур, вызванных фотомеханическими, фототермическими или фотохимическими механизмами. Хотя более чем один эффект может вызвать конкретную травму, коротковолновые лазеры вызывают фотокоагуляцию (повышение температуры сетчатки примерно до 60C приводит к денатурации белка), в то время как длинноволновые могут воздействовать на ткань глаза посредством фототермического и/или фотомеханического повреждения (взрывной акустический удар сдвигает, фрагментирует и перфорирует ткани).
Диодные лазеры для эпиляции могут генерировать все длины волн, необходимые для удаления волос (694 нм, 755 нм, 800/810 нм, 980 нм, 1064 нм), а лазеры следующего поколения смогут одновременно применять несколько длин волн. Наиболее частые глазные побочные эффекты, вызванные диодными лазерами, затрагивают радужную оболочку, включая передний увеит и повреждение радужной оболочки с последующей атрофией радужной оболочки и/или искажением зрачка. Поражение хрусталика включает переднюю субкапсулярную и ядерную катаракту. Сетчатка, которая отвечает за преобразование электромагнитного излучения в электрический сигнал, особенно уязвима для длин волн в видимом и ближнем инфракрасном спектре (400–1400 нм), известных как опасная для сетчатки область. Описаны кровоизлияния в стекловидное тело, ожоги сетчатки с отеком, хориоретинальные рубцы, фовеальная зернистость, скопления пигмента, субретинальные кровоизлияния с последовательным повреждением фоторецепторов и макулярными отверстиями, возникающие либо в результате лазерных процедур на лице (удаление волос или лечение кожи), либо в результате случайного воздействия промышленные и военные лазеры. Хотя разработка экспериментальной животной модели индуцированной лазером субретинальной неоваскуляризации при дегенерации желтого пятна восходит к концу 70-х годов, насколько нам известно, это первая статья, описывающая образование CNV, вторичное по отношению к повреждению диодным лазером у людей. Существует очень мало других сообщений о других типах индуцированного лазером образования CNV после процедур удаления волос, в большинстве из них наблюдается полное и постоянное разрешение жидкости в течение одного месяца после однократной интравитреальной инъекции бевацизумаба. Похоже, что поражения с повреждением мембраны Бруха потенциально могут привести к ХНВ, а конечная точка оптимальной коррекции ВА зависит от величины образования рубца в центральной ямке.
Недавно OCTA стала неинвазивным методом визуализации, демонстрирующим реальный потенциал замены FA/ICG для оценки CNV в ОКТ-изображениях. Являясь неинвазивной заменой FA/ICG, но предоставляя функциональную информацию, сравнимую с информацией, полученной при ангиографии с красителем, он может четко отображать особенности активности CNV по сравнению с регрессией.
В этом отчете описывается новый случай лазерно-индуцированной ХНВ, вызванной диодным лазером, который использовался для эпиляции волос без какой-либо защиты глаз. Неправильное направление лазерного луча на глаз имеет опасные для зрения последствия. Надлежащая защита глаз имеет решающее значение как для пациента, так и для лазерного хирурга. Производители рекомендуют использовать специальные защитные очки (в зависимости от длины волны устройства), марлевые тампоны под непрозрачными очками для обеспечения закрытия глаз или даже роговичные щитки для вмешательств в периокулярной области.
